Летопись села Дубовый Умет



 

Сей документ под названием  «Село Дубовый Умет» напечатан в «Самарских губернских ведомостях» в 1854 году, № 9, суббота, февраля 27 дня, неизвестным корреспондентом, в части неофициальной ( ибо эта газета делилась на официальную и неофициальную части ). Характер статьи дает право полагать, что автор статьи неплохой филолог. В статье рассказывается следующее ( с некоторыми комментариями привожу текст ): «В 30 верстах от города Самары, по Уральской дороге, есть село, называемое Дубовый Умет. Если смотреть от города, с берегов реки Самары в ясный день, то видны ветряные мельницы этого села и колок ( лесок ), в одной версте от села, но самое село лежит во впадине. Назад тому лет 70 или 75 ( а с нашего 1967 значит 183, 188 лет назад, примерно в 1779 – 1784 годах  ) были на месте его только две земляные избы, с дворами, и они-то служили для проезжающих приютом от трудностей  пути и бурных непогод в зимнее время ( значит, зарождение села произошло после Пугачевского восстания ( 1773 – 1775 ) в царствование Екатерины 11  1767 – 1796 ). Эти подворья на дороге в Уральск, носили названия уметов. Земляные избы были построены при овраге, а подле оврага был дубовый лесок. Отсюда нынешнее село получило свое название. Старожилы рассказывают, что Умет содержали сперва самарские купцы Таганцев и Халевин, снимавшие тут землю из оброка, в казне. После них содержал Умет крестьянин Захаров, которого сын, теперь уже старик, удельный крестьянин, доселе жив, (то есть до 1854 года) и живет в селе Дубовом Умете. Первые поселенцы этого села чистая Мордва, только в числе 24 душ перешедшие с реки Мочи (Чапаевка) из села Томылова, вниз по Волге, в 35 верстах от города Самары. Род первых поселенцев и доселе не выродился  ( т. е. до 1854 года, возможно, что это родоначальники и теперешних дубово–уметских фамилий). Это Захаров, Суров, Бурдасов, Гаров, Тумов и прочие. Мордва пришла сюда вскоре после Пугачевшины, как припоминают старики из первых поселенцев. Стало быть, наверное можно положить, годов за 70 или 75 до настоящего времени (с 1779 -–1784 г. ).В седьмую народную перепись, имело уже у себя 312 душ. В 1807 году Дубовские жители, вместе с жителями, тогда деревни, а ныне (1854) села Березового Гая, имевшего в 7-ю ревизию 199 душ, и расстоянием от Дубового Умёта в 10 верстах, выпросили дозволения Начальства построить у себя церковь каменную.
 На добровольные приношения просителей в этом же году она заложена, небольшая, однопрестольная, во имя Покрова Божия Матери; а в 1814 году она освещена. А до того времени жители Дубовские были приходом к Самарской Успенской церкви (которая находилась на Хлебной пощади в Самаре). 
Храм в селе каменный, хотя небольшой, но опрятный, и снабжен, можно сказать, богатою утварью: кресты, Евангелия, сосуды серебряные, под золотом. Праздничные ризы со всеми принадлежностями стоят до 500 рублей серебром. Звон при церкви хороший. 
Было время, когда это село считалось одним из первых богатых сел в Самарском уезде, впрочем и ныне оно не из бедных.     Наречие жителей чисто великороссийское. В разговоре часто слышишь: буква О заменяется буквой А: говорят «патом, падай»! От частого соприкосновения с городом, жители в одежде, разговоре и приёмах стараются подражать горожанам; на мужчинах полукавтачики из бумажных материй, а те , которые побогаче, носят и суконные, на женщинах сарафаны ситцевые, нанковые; на достаточных и шёлковые – не редкость. ( Следует предположить, что в Дубовом Умёте, было много кулацкого населения, которое из-за близости к городу быстро богатело. К Октябрьской революции, по свидетельству Ореста Мальцева, в селе насчитывалось до 30-ти крупных кулацких семей.)
Главная деятельность крестьян сосредотачивается на хлебопашестве; когда земли били новы, сеялись только яровые хлеба: пшеница, овес, ячмень, горох, просо; ныне стали  (1854 г.) сеять и рожь; ныне вводится в употребление и соха; а сначала, кроме плуга, не знали ее. Для домашнего обихода сеют коноплю и лён. 
Скотоводство держится довольно в значительном размере; есть крестьяне, которые имеют лошадей до 20 в упряже; порода лошадей обыкновенная; рогатый скот вообще мелкий, выродившийся, малороссийский; овца русская, немного помесь с черкасскою. Свиней почти не водят; птицы домашней: гусей, уток немного; кур, индеек достаточно.
Характер жителей Дубового Умёта: трудолюбивы, бойки, развязны, веселы и благочестивы.
События крестьянской реформы коснулись и Дубовских удельных крестьян. По сведениям статистического управления комитета министерства внутренних дел население села состояло из 1500 душ обоего пола. Помещиков в Дубовом Умёте не было. В 1861 году крестьяне, «ободранные, как липки», получили «Царскую свободу». Реформа Дубовских крестьян коснулась только в 1863 году. После реформы стал наблюдаться процесс расслоения крестьянства, в результате которого на селе образовалась кучка богатеев, занимавшая в экономическом отношении главенствующую роль. Большинство населения были бедные крестьяне, которые из года в год влачили жалкое существование. Большинство крестьян продолжало жить в небольших крытых соломой избах. Но зажиточные крестьяне, особенно кулаки строили себе дома в два и полтора этажа. Некоторые из таких домов сохранились до сих пор. В них размещены магазин, правление сельпо, аптека. В селе имелось три лавки, содержателями которых были Миронов, Иванушкин, Постников и две чайных, четыре кабака, дома старшины, старосты, урядника, попа. 
В 1868 году была открыта церковно-приходская школа. До этого дети обучались грамоте у дьячка в церковной сторожке. Дубово-Уметская средняя школа может в 1968 году отметить свой 100-летний юбилей.
Волостью в те далекие времена управлял старшина, селом староста, урядник, присылаемый земством из города, кулаки и поп. По свидетельству старожилки села Горбунчиковой Евдокии Александровны (1880 года рождения ) первым старостой на селе был некий Шишкин, затем Петр Сёмочкин, затем Малкин, который был стяжателем и крохобором. Он правил селом 20 лет, был у царя, ему было разрешено собирать налоги и недоимки. Для уже имеющейся церкви решили строить колокольню, так вот Малкин народные деньги, предназначавшиеся для строительства колокольни, присвоил себе и на них построил себе дом в городе Самаре.
Культура на селе была загнана в потемки. Основным предметом в училище считался закон божий.
Больницы в селе не было, был фельдшерский пункт. Одним из врачей и был как раз Шульгин. Больница в селе появилась толь в 1911 году, а строить ее начали примерно с 1907 – 1908 года. Вместе со школой до революции они составляли печальное зрелище. Строило больницу земство. 
Благосостояние крестьян в связи с расслоением резко ухудшилось к началу 20 века. Крестьяне все сильнее выражали недовольство, все чаще требовали передела земли. В этих условиях в Самарской губернии развивается деятельность местного комитета РСДРП. Под влиянием социал-демократов и рабочих Самары, борющихся против самодержавия, в 1905 году наблюдалось выступление бедноты против кулаков в близлежащих к городу селах, в том числе и в Дубовом Умёте.   Беднота, а с нею и многие середняки, выступавшие против кулачества, не ограничивались только экономическими требованиями, а и стремились лишить кулаков их политического влияния в деревне.
Бурные события Октября переворотили всю Россию, поставили ее на ноги. Завихрилось новое время. В горячем порыве, разбуженные от многолетнего сна поднялись рабочие и крестьяне, разогнули могучую спину. На врагов, на царя, на попов и на господ замахнулась дубина народного гнева. С фронта, с империалистической бойни возвращались по домам дубово–умётские крестьяне. Возвращались, чтобы строить новую жизнь. Возвращались многие. В Дубовом Умёте была теперь Советская власть.Трудное было время, очень трудное, но люди не думали, что еще одна грозная беда посетит их через несколько лет. Молодая республика советов будет испытывать муки голода. 1921 год… Голодовка своими синюшными пальцами сдавливала все Поволжье. Лето 1921 года… Такой засухи не знала русская земля в самые неурожайные годы 1891, 1906, 1911. 17 губерний Поволжья охвачены голодом, двадцати миллионам людей угрожала смерть. Голодовка захватила и Дубово-Умётскую волость. Как свидетельствует писатель Антон Ракитин в книге «Именем революции» (очерки о В. А. Антонове – Овсеенко). – М. – Госполитиздат. – 1965 г. – с. 136 – 142.: «Только за две недели ноября там (в Дубово-Умётской волости) умерло более 700 голодающих».

 Вот в это время и посетил Дубовый Умет большой друг Советского народа, великий норвежский учёный Фритьоф Нансен, который был тогда на международной конференции избран одним из верховных комиссаров по оказанию помощи голодающим. Результатом этого посещения явилась организация колонии по помощи голодающим Дубового Умёта, которая расположилась в здании теперешнего интерната. Заведовала всеми делами колонии норвежская женщина, которую называли  «барыней». По свидетельству Белопорковой Пелагеи Фёдоровны звали её Валентиной фон-Энгельгардт. Белопоркова тогда помогала из-за куска хлеба ухаживать за обездоленными голодовкой детьми Дубового Умёта. Детей кормили очень хорошо. Спасти детей было важнейшей задачей. Взрослым выдавалось по 200 г. черного хлеба и гороховая похлебка. Был организован детский дом на теперешней Советской улице в большом двухэтажном доме Горбуновых.
Начали организовываться товарищества по совместной обработке земли, так называемые ТОЗы, были они и в Дубовом Умёте. В это время начинают формироваться первые общественно-политические организации. В 1925 году была создана волостная партийная ячейка, она насчитывала 68 членов партии. Ранее, в 1924 году в селе Дубовый Умёт была создана первая комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами были Кудасов Алексей Спиридонович – боевой паренек, стремившийся к знаниям, вечно его можно было увидеть с книгой, и Постников Александр Иванович. В 1927 году волостная комсомольская организация состояла из 41 комсомольца – 31 юноша и 10 девушек. В 1925 году был организован первый пионерский отряд, в котором было 14 мальчиков и 14 девочек, уже в 1927 году в ней состояли 31 юноша и 10 девушек.  В этом же году создана первая волостная партийная ячейка, насчитывавшая 68 членов партии.
Осенью 1929 года в Дубовом Умете началась  коллективизация. Сначала в колхоз вошли примерно 250 хозяйств, в основном, бедняки. К зиме вступили еще 150 семей. Первым председателем был Георгий Захарович Арянин. К концу 1930 года коллективизация в селе завершилась. Так образовался первый в селе колхоз «Гигант».       
1935 год – в село провели электричество. Закончилась электрификация села в 1955 году. 
1937 год – сооружен памятник В. И. Ленину.
1939 год – открыт звуковой кинотеатр на 400 мест и местный радиоузел.
1941-1945 гг.  – Великая Отечественная Война. За годы войны Дубовый Умет недосчитался очень, очень многих своих сыновей, которые пали в боях за Родину. Среди них герои, которыми гордится вся страна. Это Иван Александрович Кульков, Василий Николаевич Яшин и Иван Васильевич Клюев. Многие воины вернулись домой и живы по сей день. 
Село в эти годы жило работой для фронта и ожиданием конца войны.